25.01.2022

Вход

Реклама

5 апреля 2006.

Еще лет десять назад о биатлоне знали в основном специалисты. Сегодня же это один из самых зрелищных и популярных зимних видов спорта. В чем секрет нехитрого коктейля из винтовки и лыж?

В минувшие выходные в норвежском Холменколлене прошел заключительный, девятый этап Кубка мира по биатлону. В последний день соревнований женщины и мужчины участвовали в самом зрелищном, наверное, массовом старте, когда спортсмены уходят на гонку одновременно, а дальше начинается острейшая борьба за выживание. Как рассказывали наши биатлонистки, здесь бывает всякое - соперника могут банально вытолкнуть с дистанции, выбить палки из рук и даже повредить лыжи... Не все эти штучки заметны зрителям, но накал борьбы настолько силен, что притягивает внимание тысяч зрителей, обеспечивая зашкаливающие рейтинги для телетрансляций. Сегодня имена биатлонистов первой десятки известны не хуже, чем имена звезд эстрады, а рекламные бюджеты соревнований подбираются к футбольным матчам. Но так было далеко не всегда: еще десять лет назад биатлоном интересовались в основном специалисты. Мы решили разобраться, как ему удалось выйти в фавориты.

Элитный спорт

Законодателями моды в биатлоне сейчас, пожалуй, остаются немцы, добившиеся в олимпийском Турине безоговорочной победы по количеству завоеванных наград в этом виде спорта (россияне заняли второе место). В Западной Европе вообще сейчас великий биатлонный бум с эпицентром в Германии. Не случайно одним из основных спонсоров Международного союза биатлонистов стал немецкий "Рургаз". Представители этого суперспонсора выяснили, что популярность биатлона в Германии сравнялась с футболом! В Рупольдинге, Оберхофе и Дюссельдорфе соревнования собирают порядка 60 тысяч, а то и более болельщиков. Конечно, чтобы заинтересовать публику этими стартами, дизайнерам трасс пришлось немало потрудиться: маршруты приблизили к болельщикам так, чтобы люди ощущали себя чуть ли не полноправными участниками, дистанции нередко укорачивались, вводились более зрелищные гонки с захватывающей интригой, стадионы оснастили видеоэкранами, демонстрирующими бег в любой точке маршрута. Пример Германии оказался настолько заразительным, что сейчас по всей Европе возводятся и модернизируются суперстадионы категории "А" для биатлона, по вместимости не уступающие футбольным.

Представители спортивной редакции "Евровидения" тоже прикинули, насколько ценен этот спортивный продукт, и вот уже в год транслируется 260 часов прямых репортажей со стартов биатлонистов. Сегодня на Западе биатлон стал таким же элитным видом спорта, как, например, и теннис. Старты биатлонистов идут круглогодично - летом на лыжероллерах. Эксперты отмечают, что стрельба делает эти соревнования гораздо зрелищнее, чем лыжные гонки, которые уже пострадали из-за оттока аудитории на биатлонные трассы. А недавние лыжники охотно переходят в разряд стреляющих - в биатлоне, похоже, их ждет куда бо'льшая слава. Достаточно вспомнить нашу прославленную лыжницу Анфису Резцову, блестяще выступавшую с ружьем за спиной. Ныне крупнейшие компании стараются стать спонсорами Международного союза биатлонистов, с тем чтобы их логотипы почаще мелькали в кадрах с трасс. Неудивительно, что права на телетрансляции биатлона продаются за десятки миллионов долларов. Правда, о конкретной стоимости трансляций для компаний, показывающих этапы Кубка мира, "Итогам" в Союзе биатлонистов России сообщить не смогли: "У нас просто нет такой информации, да и телекомпании вам ее сообщить не смогут". Вместе с телевидением и рекламой в биатлон пришли серьезные деньги. Сегодня за победу на стартах этапов Кубка мира вручаются девять тысяч евро - неплохой стимул, если учесть, что в неделю один спортсмен может выходить на дистанцию по три раза. Еще больше получают звезды биатлона от своих персональных спонсоров...

Прощай, оружие

Скандал с Ольгой Пылевой на туринской Олимпиаде, конечно, несколько подпортил имидж наших биатлонистов, но ни в коей мере не умалил их заслуг. Чтобы соревноваться на равных с корифеями, россияне теперь всю зиму находятся за границей: с декабря до конца марта они без устали соревнуются, лишь ненадолго приезжая на российские старты. Необходим необыкновенно высокий уровень психологической устойчивости и физической кондиции, чтобы выдерживать такой изнурительный график. По признанию российских тренеров, стоимость содержания сборной команды, с которой ездят 16 человек обслуживающего персонала, продолжает расти. Так, например, выезд команды из 12 человек и группы поддержки на этап Кубка мира обходится примерно в 40 тысяч долларов. Если учесть, что таких этапов в году девять, сумма возрастает до 360 тысяч. И это не считая затрат на сборы в подготовительный период и необходимые восстановительные мероприятия для спортсменов. "Это весьма затратный вид спорта, требующий таких сумасшедших денег, что эта сумма может даже напугать людей", - замечают руководители Союза биатлонистов России.
Главная сила биатлониста - в его оружии, а сегодня почти вся Европа и Россия стреляют из немецких винтовок. "Сделайте нам стволы, дающие минимальный разброс при стрельбе: только точная стрельба обеспечит нам успех", - просили руководители российской федерации биатлона ижевских оружейников перед Олимпиадой. Но спецзадание по параметрам винтовок завод, как говорит исполняющий обязанности президента Союза биатлонистов России Дмитрий Алексашин, так и не выполнил. Поэтому на крупнейших соревнованиях нашим спортсменам приходится стрелять из красивых, как игрушки, немецких винтовок (они, кстати, весят около пяти килограммов), по сравнению с которыми отечественные смотрятся допотопными монстрами. Проблемы у наших биатлонистов стали возникать по мере того, как понижался уровень технической оснащенности отечественных оружейников. Остальной мир стремительно уходил вперед. До 1996 года все большие победы были одержаны благодаря отечественному оружию. Потом многие узлы нашей старой ижевской винтовки позаимствовал "Аншютц", немцы их усовершенствовали. "Аншютц", кстати, стоит около трех тысяч евро, а наша - примерно 600 евро.

Но даже к лучшей винтовке необходимо подобрать нужные патроны. В российской сборной, как и в командах других стран, каждый спортсмен пользуется своими патронами. Для их отбора делается отстрел, чтобы выявить, какие патроны дают наименьший разброс. К тому же одинаковых винтовок в природе не существует, даже если они произведены одной фирмой. Это зависит от особенностей ствола. И вообще иногда при отстреле нового оружия из ста винтовок выбираются лишь десять - пятнадцать, удовлетворяющих требованиям состязаний на высшем уровне. На точность стрельбы сильно влияют особенности металла, из которого сделан ствол. А качество производимой стали меняется постоянно, и зависит это даже от атмосферного давления в день, когда ее варили. Да и разница всего в пару градусов во время закалки металла скажется на сделанном из него оружии. А еще биатлонисты учитывают, что разные патроны по-своему реагируют на температуру. Патрон для нашей малокалиберной винтовки очень капризен, он весит всего 2,6 грамма, и с таким инвентарем гораздо сложнее обращаться, чем с обычным боевым оружием. Поэтому перед гонкой патроны отбирают в соответствии с прогнозом погоды. Так, например, на Олимпиаде в Турине наши биатлонисты выбирали между немецкими, финскими и российскими патронами. В ходе соревнований их уже не заменишь. Все патроны в принципе хорошо держат мороз до минус 15 градусов, а при минус 20 возникают сложности. К примеру, хороший финский патрон "Лапуа" считается морозоустойчивым. Ловкие финны на базе нашего патрона, некогда одного из лучших, сделали свой модернизированный вариант, а мы, увы, отстали. Это в советские времена НИИ "Точмаш" выполнял важную политическую задачу, обеспечивая олимпийские победы биатлонистов. Но со временем технология безнадежно устарела. Как отмечают руководители федерации, сборная боеприпасами обеспечена, а вот в молодежных командах дефицит патронов ощущается. Патроны "Олимп" самые дорогие - 11-12 рублей за штуку. Приходится учитывать, что только для одного спортсмена уровня мастера спорта требуется в год около десяти тысяч патронов. Проще закупать импортные - дешевле выходит: у нас патроны производят небольшими партиями, а за рубежом организовано крупное производство для всей Европы.
Все дело в тренере

Стрельба в биатлоне - уникальный вид программы. Все происходит в экстремальных условиях - в состоянии стресса и сумасшедшей гонки, при пульсе от 160 до 200 ударов в минуту: чем быстрее лыжник нажимает на курок, тем лучше. Это не обычная стрельба, когда стрелки стараются не реагировать на раздражители, да и времени у них достаточно. Особый стрелковый ритм в биатлоне отрабатывается еще на тренировке. Нужно успеть сделать пять выстрелов за 15, максимум 19 секунд. Когда допущены промахи и приходится использовать дополнительные патроны, точность стрельбы падает - ее сбивают успокаивающийся пульс, перемена в ритме дыхания... Короче, биатлонисту необходим профессиональный тренер-стрелок. Даже лучшему лыжнику можно вручить ящик с тысячью патронов, и он все равно не научится стрелять. А можно дать сделать всего пять выстрелов и воспитать настоящего мастера, посвятив его в тонкости стрельбы. Советы профессионала не заменят никакие тренажеры. И это, кстати, хорошо понимают немцы, приглашая для подготовки своих биатлонистов не только специалистов по гонкам, но и асов-стрелков. У нас пока такая ювелирная подготовка с биатлонистами не проводится, так что резервы, возможно, именно в этом. Хотелось бы верить, что вскоре биатлон в России будет популярен не только в Ханты-Мансийске, куда на стадион чартерными рейсами из Европы завозят иностранных участников. Когда там проходят международные старты, зрители - чуть ли не все жители города. Так что если комплексы высшей категории построят под Екатеринбургом и недалеко от подмосковного Одинцова, как это уже планируется, недостатка в болельщиках не будет. В России и так уже более одиннадцати тысяч биатлонистов и около 500 тренеров. Остается дождаться нового поколения спортсменов, которые будут стрелять и бегать на лыжах лучше немцев. И тогда из десяти существующих комплектов наград, разыгрываемых в биатлоне на Олимпиадах, мы наконец-то сможем претендовать на большинство.

http://www.itogi.ru/Paper2006.nsf/Article/Itogi_2006_03_25_23_5229f.html/$file/SPORT-biatlon-12hi.jpg

В последние годы биатлон превратился в настоящее шоу. Организаторы соревнований выбирают самые живописные дистанции, а биатлонисты задумываются об имидже.
(Фото: ERIC FEFERBERG/AFP)

http://www.itogi.ru/Paper2006.nsf/Article/Itogi_2006_03_25_23_5230f.html/$file/SPORT-biatlon-30hi.jpg

Немецкий спортсмен Михаэль Реч отметил свое оружие "всевидящим глазом"
(Фото: SIGI TISCHLER/EPA)

http://www.itogi.ru/Paper2006.nsf/Article/Itogi_2006_03_26_00_01110f.html/$file/SPORT-biatlon-19hi.jpg

По негласной договоренности с операторами телекомпаний спортсмены должны излучать радость перед объективом, не забывая при этом демонстрировать свои лыжи. Анна Богалий-Титовец и Ирина Мальгина, ставшие чемпионками мира в смешанной эстафете, телеоператорам явно понравились
(Фото: Darko Bandic/AP)

http://www.itogi.ru/Paper2006.nsf/Article/Itogi_2006_03_25_23_5233f.html/$file/SPORT-biatlon-2hi.jpg

(Фото: MICHAEL KAPPELER/DDP/AFP)

Николай Иванов
При участии Елены Зигмунд

http://www.itogi.ru/Paper2006.nsf/Article/Itogi_2006_03_25_23_4342.html

 
created by neonix 2005