19.04.2024

Информация

Вход

В самом большом количестве медалей в биатлоне за многие годы и в том, что не все «золото» наше


Reuters
Тренер Аликин (второй слева) и его золотая сборная

Завершившийся биатлонный сезон оставил после себя двойственное впечатление: с одной стороны, уникальный результат — наши завоевали 11 медалей чемпионата мира и 41 раз побывали на пьедесталах Кубка мира, с другой — неприятный осадок после череды отставок, скандалов и громких заявлений.

Своим мнением по поводу прошедшего сезона с «Новой» поделился старший тренер мужской сборной России Владимир Аликин. Владимир Александрович рассказал нам об обстановке в команде, своих взаимоотношениях с главой Союза биатлонистов России Александром Тихоновым и о том, почему нам не стоит ждать столь же удачного выступления в следующем спортивном году.

— Прошедший сезон ребята отработали по полной программе. Сами посудите: изначально перед мужской сборной была поставлена задача — завоевать три медали чемпионата мира. То есть мы перевыполнили план минимум в вдвое. Вообще на протяжении многих лет наша команда не завоевывала столько медалей. И Кубок мира не был отодвинут на второй план: наши с первых этапов стали задавать тон.

Несмотря на то что нашему тренерскому коллективу всего два года, у нас уже есть свои определенные наработки. И если нам удастся сохранить этот состав, то, уверен, результаты будут еще лучше.

Да, конечно, были определенные, скажем так, отрицательные моменты и чисто спортивные (кто-то не вовремя заболеет или «застрелится» на огневом рубеже), и организационные: юниоры не туда на сборы приедут, где-то проблемы с визами возникнут… Естественно, вместо того чтобы полностью сосредоточиться на подготовке команды, приходилось заниматься исправлением этих недочетов.

По ходу сезона казалось, что тренерский штаб в его нынешнем составе вряд ли удастся сохранить. Слишком уж много слухов и скандалов было вокруг команды и ее наставников. Кстати, почему вы в свое время согласились занять пост главного тренера? Насколько нам известно, на выборной конференции других кандидатур на эту вакансию не оказалось.

— Здесь вы правы. Ведь это все-таки очень большой груз ответственности. Если команда выступит неудачно, то к тебе просто подойдут и выкинут с позором.

А так… У ребят, что называется, накипело. Они хотели работать под руководством нормального тренера. Перед этими самыми выборами ребята подошли ко мне и сказали, что хотели бы видеть меня во главе сборной.

Но вы же не могли не знать, что это, по сути, расстрельная должность.

— Раньше, когда ставили человека на должность старшего тренера, то ему давали определенные полномочия на длительный срок. Моя концепция рассчитана на четыре года — олимпийский цикл… А тут чуть ли не сразу после моего избрания начались скандалы с Тихоновым, с СБР по трудовым соглашениям — ребята хотели четко узаконить премиальные, чтобы не было так: хочу — дам, хочу — не дам. Проще говоря, положено столько-то за Кубок мира, так и давайте столько — нам и не надо больше.

Мы же не получаем миллионы как футболисты, которые с трудом попадают на чемпионаты Европы, тем более мира, а тренируемся раз в десять больше, чем они. У нас ребята неприхотливые, за деньгами мы не гонимся. Просто хотелось все оговорить юридически. Поэтому ребята и стали заклеивать эмблемы спонсора на своей форме в прошлом году. Был скандал — в этом году просто не стали рисковать…

Конечно, постоянно задумываешься: останешься ли ты в следующем сезоне в сборной или нет. Каждый год — в напряжении. От тебя всегда ждут результатов. А если команда, извините за выражение, обкакается — это же спорт все-таки, — тебя снимут и поставят более удобного тренера, который не будет возражать и перечить.

Сейчас мы с командой стоим друг за друга — отсюда и результаты. И мне непонятны заявления Тихонова о количестве медалей, завоеванных на чемпионате мира: мол, команда могла взять еще как минимум две или три. Что же тогда получается: немцы и норвежцы не тренируются вовсе?

По его мнению, все медали должны брать только русские. По крайней мере в индивидуальных гонках каждый должен был завоевать по золоту. Да это ерунда какая-то! И об этом говорит не кто-нибудь, а президент СБР. Два года назад ничего не было, а сейчас он хочет всего. И виноват во всем Аликин.

Говорят, Тихонов принимает живейшее участие в подготовке команды?

— Не совсем так. Здесь что хорошо: они на сборы к нам не ездят. Когда мы проводили летнюю подготовку, ни разу никто из руководства не приезжал. Хотя оно должно там появляться. И слава богу, что не приезжали: мы просто всю эту рутину вроде решения определенных организационных моментов взяли на себя.

Да, на чемпионате мира Тихонов, может, и хотел на что-то повлиять, но он просто вовремя понял, что не в состоянии этого сделать. Еще до старта чемпионата была опубликована статья, в которой он четко дал понять: за результат будет отвечать старший тренер команды Аликин, и весной мы с него спросим. Этим вопрос был закрыт. Ведь только старший тренер имеет представление о том, кто из ребят готов и насколько. Моя позиция — спортсменов нужно ставить по результатам, а не, как это было в советское время, «по территориям». Политические игры, когда один губернатор говорит ставить одного, другой — другого, не для меня.

Нечто подобное вам приходилось наблюдать?

— Да. Еще в те времена, когда сам выступал. Но сейчас я четко сказал: берем в команду только по спортивным результатам. Заслужил — выступай. И любимчиков здесь быть не может. А в закулисные игры я играть не хочу.

Если вернуться к разговору о вмешательстве Александра Ивановича в дела команды… Да, сейчас Тихонов, например, за глаза говорит, что, если бы не он, Аликин не поставил бы Круглова в эстафету. Но это полная чушь. Накануне эстафеты он всем говорил, что побежит Максимов. Круглов подошел ко мне после тренировки и спросил: «Мне лыжи зачехлять?». Я ему ответил: «Не торопись, у тебя впереди гонка. Готовься к ней». И после этого Тихонов говорит, что Аликин не хотел ставить Круглова?

«Не надо выставлять Ярошенко, Круглову нужно дать возможность отдохнуть»... Но эти ребята находятся в десятке сильнейших, и оба заслужили право выступать. Как я не выпущу на этап Кубка мира двух своих лучших спортсменов? Абсурд. У нас хватает времени на то, чтобы восстановить спортсменов. Когда было необходимо, мы находили им достойную замену. Все, что было сделано тренерским штабом, было сделано правильно и сообща с ребятами.

Есть ощущение, что у Тихонова, скажем так, «не совсем» складываются отношения с ребятами. В особенности с капитанами.

— Да, это так. Например, после насильственного «ухода» Рожкова мы пришли к общему мнению, что капитаном будет Круглов. Тихонов был против, говорил, что надо ставить молодого и перспективного. А чем его в таком случае Круглов не устраивал, он что — старик?

Нетрудно догадаться, что не нравится Александру Ивановичу в Круглове. Просто Коля, отстаивая свои и командные интересы, говорит все как есть. Мы собрались в Ханты-Мансийске и закрытым голосованием определили, кого ребята хотели бы видеть капитаном. Большинство голосов было отдано Круглову.

В разгар сезона в отставку был отправлен тренер женской команды Валерий Польховский. Как вы отнеслись к этому?

— Конечно же, это нехорошо. Человек работает, трудится…. А если у Тихонова к нему какая-то личная неприязнь, то ее нельзя совмещать с рабочими моментами. Здесь мне, например, непонятны действия Росспорта. Сначала Валерия Николаевича выдвигают на звание лучшего тренера года, а потом его снимают с должности. Причем уже после летних сборов. Вся подготовка проходила под руководством Польховского. Лето — это основная база, зимой спортсменам остается только стартовать. А сейчас говорят: «Убрали Польховского, и пошли результаты» — да ерунда все это. Все, что было сделано, сделано при Польховском. Все это прекрасно понимают, только боятся вслух произнести, потому что не известно, чем может обернуться.

Получается, теперь у Валерия Николаевича только одна дорога — уехать работать за границу, куда его зовут постоянно?

— Почему? Мне кажется, ему не нужно торопиться. Руководство образумится и найдет правильный выход.

Польховский долгое время работал с командой и приносил результат: что на Олимпиаде, что на чемпионатах. А так что же получается: не понравился Тихонову Польховский — он его убрал, не понравился Рожков — его уже нет, Александр Иванович и с Ростовцевым в свое время так разговаривал — и Ростовцев ушел.  Сейчас примется за Круглова, Аликина и так далее?

История с Польховским могла повториться с вами?

— Если на прошедшем чемпионате мира не было бы результатов, вопрос по мне давно был бы уже решен. Уже бы отстранили.

А сами не хотели уйти?

— Мне по-человечески жалко спортсменов. Сколько мы с ними работали, а завтра кто-то придет со стороны, и все труды — коту под хвост. Не за горами Олимпиада, и мне хотелось, чтобы мы этим коллективом нормально к ней подготовились. А там уже видно будет.

Только понимать надо: нельзя на протяжении многих лет держать команду на высочайшем уровне. Невозможно постоянно быть суперспортсменом. Спорт цикличен — есть взлеты, но есть и падения. Мы отработали два года, и, чтобы команда нормально выступила на Олимпийских играх, один год должен быть разгрузочным. Иначе ребята могут не выдержать. Вот этого руководство может и не понять.

Беседовал
Глеб Сахаров

27.03.2008

 
created by neonix 2005